Турист Марина (MiroSlava)
Марина
была 25 июня 2020 15:36

Проваливающийся Провал. Часть II.

15 7

Синь-камень.


 Эти забытые, лесом покрытые Горы, овраги, холмы;

Эти великие, старые, дикие Камни, цари-валуны.     (С. В. Елховский)

Культ камней издревле был распространён у человечества, ещё за многие века до появления христианства. Древние славяне обладали способностью видеть вокруг себя не только повседневное и обыденное, но и замечали явления природы, чудеса, сверхъестественное, что называют «мифологическим» образом мышления. Соответственно их мировосприятие было основано на очеловечивании всего окружающего, что, естественно всячески отражалось в культуре и религии. Устройство мира, как и во многих других культурах, было четырёхчастным, а «Землю окружал Мировой океан, посреди которого покоится «пуп земли» - священный камень. Он лежит у корней священного Мирового древа – дуба на острове Буян, и это центр мироздания». Далеко в тысячелетия заглядывать не обязательно, и в современных религиях можно встретить почитание камней. Например, Чёрный камень Каабы у мусульман.

Внутренний двор мечети Масджид аль-Харам в Мекке. Кааба (фото из интернета).
Внутренний двор мечети Масджид аль-Харам в Мекке. Кааба (фото из интернета).

Синь-камень, это не только название нашего Героя - камня с Александровой горы, но и общее название для целой группы культовых камней. Со слов профессора В.А. Чудинова: « использованный в названии камней эпитет «синий» не является цветообразующим  признаком, а имеет символическое значение, он указывает на соотнесенность объекта с загробным  миром». Другими словами, такие камни как бы являлись вратами, порталом в мир Нави (по четырёх частной структуре мироустройства у древних славян, где Явь – мир материальный, Навь – мир прототипный (потусторонний), Правь – мир формирующий и Славь – мир творящий).

Конь-камень на острове Коневец на Ладожском озере (фото из интернета).
Конь-камень на острове Коневец на Ладожском озере (фото из интернета).

Наш валун на берегу Плещеева озера имеет цвет серый, с синим оттенком, который появляется при солнечном свете и при условии, если он мокрый. По заключению кандидата географических наук В.В. Бердникова: «Камень имеет Онежско-Ладожское происхождение, хорошо окатан, острых выступов нет, однако вся поверхность не гладкая, а испещрена мелкими бугорками и ячейками 3-4 см в поперечнике». Вес камня от 10 до 14 тонн. И с южной стороны, экспедицией «Космопоиск» в 2000 году, была выявлена область, имеющая электростатический заряд, что может объяснить исходящее от камня свечение, которое не раз наблюдали местные жители.

2011 г.
2011 г.

Уникальна и богата на события история существования нашего Героя! Ведь не спроста его величают Камнем-Путешественником. И своё первое путешествие по земле русской валун совершил тысячи лет назад в компании Скандинавского ледника (если, конечно, не брать за основу космическую версию) и обосновался в Месте Силы на Александровой горе, хотя это является только предположением, и никаких доказательств его тамошней прописки нет. А вот в житии Иринарха Ростовского чётко сказано о том, что камень находился «за Борисом и Глебом в боярку», рядом с оврагом, по которому протекал ручей с живой водой, и располагалось Велесово капище. По мнению В. А. Чудинова, он не представлял собой самостоятельного объекта, а был лишь фрагментом святилища, состоящего из 8-9 камней. Каждый из которых посвящался определённому богу славянского пантеона. В подтверждение данной теории были найдены на территории Ярославской области ещё несколько похожих валунов.

Трясловский валун возле озера Неро (фото из интернета).
Трясловский валун возле озера Неро (фото из интернета).

Во времена массовой христианизации Руси, не сладко пришлось языческим святилищам. Деревянные изображения богов и другие памятники дохристианства сжигались,  священные камни – крестили (путем нанесения на них христианских символов или использования их для строительства храмов), на местах капищ возводились храмы и монастыри. Происходило это постепенно. Не так просто было заставить наших предков изменить своей вере, тем более, что славянская культура распространялась «от берегов Португалии до зауральского Аркаима, от неолита до первой половины XVII века». И стоит подчеркнуть тот факт, что Славяно-Русы покланялись и молились не деревьям и камням (конкретно), а богам, но через природных посредников, как молятся христиане святым перед иконами.

(фото из интернета)
(фото из интернета)

Именно в XVII веке прокатилась по Руси «церковная» реформа патриарха Никона и «Великая Книжная Гарь», когда сжигалась беспощадно история Наша, и произошла подмена одних понятий на другие, вплоть до искажения смысла слова «православие». Которое берёт своё начало из Древней Ведической Религии, где означало «магическое действо, совершенствующее формирующий мир» - СЛАВИМ ПРАВЬ (см. четырёх частную структуру мироустройства – выше) и к христианству не имело никакого отношения. Им, в ходе реформы, заменили термин ортодоксальное (т.е. правоверное), как тогда называлось на Руси, христианство византийского толка.

2013 г.
2013 г.

Как раз в это смутное время церковь обратила свой грозный взгляд в сторону нашего Героя. Дьякон переславской Семёновской церкви Ануфрий взял на себя богоугодный труд, выкопал большую яму, столкнул туда камень и засыпал землёй «мерьского бога». Но через лет пятнадцать, Синь-камень из-под земли выкарабкался, и люди опять стали «стекахуся и творяху ему почесть», как в былые времена.

Очередная попытка избавиться от камня была предпринята в 1788 году. На этот раз церковные власти решили заложить валун в основание фундамента колокольни Свято-Духовской церкви.  Время года зима. Его водрузили на дровни и повезли по льду Плещеева озера. Лёд не выдержал, и камень затонул на глубине пяти метров. Казалось, уже навсегда… Но местные рыбаки начали замечать, что валун движется по направлению к берегу, куда лет через шестьдесят всё-таки «выбрался». И лежит по сей день. Только с каждым годом всё больше и больше погружается в почву, и теперь его высота над дневной поверхностью не превышает 30 см.

(фото из интернета).
(фото из интернета).

Так что же за загадка скрыта в Синем камне? Ведь до сих пор, в информационную, компьютеризированную эпоху, люди продолжают ходить к таким валунам, совершают разные ритуалы (например, « заряжают» на поверхности талисманы и обереги), загадывают желания, просят помощи и благополучия. Но, к большому сожалению, целительные (или другие) свойства гранита, несмотря на легенды, не выявлены. А между тем интерес всё равно увеличивается, проводятся исследования и эксперименты. К примеру, не так давно, уже упоминавшийся, профессор В. А. Чудинов обнаружил на валуне рунические символы, которые сумел прочесть и сделал вывод, что это Перунов камень, который когда-то выступал в роли пьедестала под маяк святилища Макоши. Племена меря ведь отожествляли его с богом грозы Укко? Так и славяне, совершенно без зазрения совести могли через камень почитать славянского бога грозы Перуна.

Бог Перун.
Бог Перун.

 По другой версии – это Велесов камень, так как его местоположение, указанное  в житии преподобным Иринархом-Затворником, совпадало с велесовым капищем. К тому же, «Энергетический центр связанный с этим богом имеет синий цвет (знаменитый СИНЬ- камень не даром посвящен Богу Велесу) и находится в области наших губ (уст), бороды  и горла», как отметил в своей статье «День Бога Велеса», Александр Николаевич (Велемудр). Кроме того, имя Велеса семантически связывают с культом мёртвых, а это мир Нави, о чём я уже упоминала. Возможно, священные камни – врата в загробный мир, являются прообразом могильных каменных плит в современной погребальной культуре.

Бог Велес.
Бог Велес.

 Мы с Вами чуть-чуть рассмотрели самые популярные вариации на историческое прошлое Синь-камня. Описывать их можно до бесконечности, вариантов ещё существует превеликое множество. Кроме того, масштабные специальные исследования мегалитов начались только в первой половине XX века и интенсивно продолжаются. Возможно, на наш Век заготовлены сенсационные открытия, о которых мы узнаем уже в скором времени. А покамест, мы подойдём вплотную к волнующим меня вопросам.

Итак, на сегодняшний день место, где находиться  Синь-камень входит в состав «Национального парка «Плещеево озёра». Ещё несколько лет назад к нему вела малоприметная тропинка, которую можно было сразу и не заметить, рядом на деревцах трепетали на ветру ленточки и лоскутки одежды (особый ритуал широко распространённый в Местах Силы), и вокруг ни души. В 2013 году появились первые признаки повышенного интереса к объекту – торговые ряды, предлагающие купить стандартную туристическую лабуду, в том числе килограммы разноцветных ленточек и кусочки синего камня, заряженные практически на все случаи жизни любой нужной для туриста энергией. С 6-го марта 2015 года стала работать касса, и за посещение комплекса «Синий камень» взимается плата в размере 50-ти рублей (исключение составляют жители Переславля-Залесского), «что согласно статье 15 ФЗ № 33 «Об особо охраняемых природных территориях». С позволения сказать, 20 рублей стоит вход на территорию Государственного Переславского Музея-Заповедника (бывший Успенско-Горицкий монастырь), а это всё-таки около двух тысяч квадратных метров.

Государственный Переславский Музей-Заповедник.
Государственный Переславский Музей-Заповедник.

Природный комплекс «Синий камень» оборудован дощатым настилом, торговыми палатками, беседкой, скамейками и чем-то вроде деревянного пирса или смотровой площадки, с которой, из-за камышей, совсем не видно Плещеево озеро. «Пирс» настолько грубо и неаккуратно сколочен, что следует соблюдать осторожность, зазоры между досками шириной несколько сантиметров. На всё это «благоустройство» было потрачено «порядка 5 млн. руб., предоставленных национальному парку "Плещеево озеро" по программе развития познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях», как заявлено на их официальном сайте plesheevo-lake.ru. То что, застройка совершенно не связанна с историческими особенностями нашего Героя, это не сказать ничего. Да туристов как в базарный день на рынке! Нам даже не удалось сделать фото камня без разноцветных пятых точек «паломников». От увиденного у меня подступил комок к горлу: нужно ещё постараться, чтобы ТАК испортить естественную, природную красоту сакрального места…

Проваливающийся Провал. Часть II.

«Удивительное дело,— размышлял Остап,— как город не догадался до сих пор брать гривенники за вход в Провал. Это, кажется, единственное место, куда пятигорцы пускают туристов без денег. Я уничтожу это позорное пятно на репутации города, я исправлю досадное упущение».  (Ильф и Петров «Двенадцать стульев»).

 Вопрос первый. Как, из всего выше сказанного, следует относиться к синему камню? Он представляет собой мифический, религиозный или исторический объект?
- Если это просто кусок горной породы, окруженный мифами и легендами, и он не имеет официального статуса «Особо охраняемого исторического объекта», то не является ли введение оплаты за посещение - нарушением статьи 27 Конституции РФ и ст.1 закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения»?
- Если это объект языческого поклонения, то не предаёмся ли мы – христиане, грехопадению, сидя на валуне, загадывая желания и веруя в исцеления? Так как в Библии чётко говориться: «3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, » (Исх 20:3-5; 23:13,24,32,33).
- Если это объект, представляющий историческую ценность, не положено ли ему место в археологическом музее? Такая мера сохранит, защитит от вандализма и облегчит дальнейшее исследование.

Вид на Плещеево озеро с пирса (в прыжке).
Вид на Плещеево озеро с "пирса" (в прыжке).

Вопрос второй. Не появился ли в городе Переславль-Залесский Великий Комбинатор, который курирует прирост учреждений, называемых музеями: чайника, утюга, швейных машин, радио, хитрости и смекалки, истории денег и т.д.? Занял ли в этом списке платных развлечений и потех почётное место и комплекс «Синий камень»? Не смешали ли в общей посудине зёрна и плевела? А пока ситуация остаётся до боли знакомой: «Милиционеры заплатили, деликатно осведомившись, с какой целью взимаются пятаки. – С целью капитального ремонта Провала, – дерзко ответил Остап, – чтоб неслишком провалился». («12 стульев» Ильфа и Петрова).

Проваливающийся Провал. Часть II.

В завершении, хочу добавить, что я сознательно не приводила примеры чудодейственных, магических, исцеляющих и исполняющих желания свойствах камня. Повторю, что научные исследования их не выявили. А доверять людской молве оснований не вижу. Кому интересна эта сторона вопроса, пожалуйста, Всемирная Сеть переполнена фантастическими рассказами на эту тему. Я, как бы там ни было, придерживаюсь мнения, что важна искренность желания и глубокая вера, а, как и где это транслировать, значения не имеет. Если это будет в огороде возле куста смородины, с течением времени это место приобретёт особенности «намоленного» и, значит, сильного.

 

2015 г.
2015 г.

47 – карма
Позиция в рейтинге – 1168
Комментарии